Но все же можно ли стать профессионалом в сфере обслуживания (медицина, консалтинг юридический, управленческий консалтинг и др.) не будучи этичным по отношению к клиенту?
Консультанты по управлению, часто становятся заложниками этических дилемм, которые значимым образом могут повлиять на прибыль консультанта и на успехи/риски клиента заказывающего его предпринимателя.
Вот довольно исчерпывающий список таких этических дилемм:
-
Поведение на переговорах. Является ли демонстрируемая уверенность в своих навыках и возможностях у консультанта этичной по отношению к заказчику? На переговорах консультанты часто ведут себя как Боги. Очевидная истина в том, что ошибаются все и мы часто преувеличиваем свои возможности.
-
Задержки в выполнении работ и предоплата. Этично ли передвигать заплатившего полностью за все услуги клиента в «конец очереди» на выполнение работ. Что часто возникает, когда есть еще другие клиенты, которые платят больше, могут «сорваться», уйти или еще не заплатили?
-
Обвинение метода. Любой метод по определению с точки зрения методологии научного познания является ограниченным в своей применибельности и результативности. Метод – это всегда, в некотором смысле «средняя температура по больнице». Тот, кто продает клиенту «метод» (оценки, решения и др.) берет на себя ответственность за его результативность и погрешности. И когда клиент не получает ожидаемого решения, исполнитель говорит: «Мы тут не причем, это метод». Обвиняя «зарекомендовавший себя в мире» метод – это отличная возможность снять с себя ответственность за деньги клиента. Что говорит этика консультанту? Нужно вешать ответственность на метод или консультант сам довести работу до ожидаемого клиентам результата.
-
Скрытая проблема. Является ли этичным согласие консультанта на реализацию проекта, который соглашается на требования заказчика и при этом объективное консалтинговое знание рассматривает такой заказ, как «не правильный», «вредный» для клиента? И как в этой ситуации должен поступить консультант? Выполнить неправильное требование или рискнуть выглядеть не компетентным и потерять деньги?
-
Предел компетентности. Как должен вести себя консультант, когда в рамках его проекта возникает запрос на проект, который может выйти за пределы его компетентности? Согласиться получить большую прибыль или рискнуть показаться не компетентным?
-
Проблема молчания. Что должен сделать консультант, если он видит не компетентных (или токсичных) сотрудников в компании, с которыми работает, но при этом оценка персонала — это не его проект, и он не должен давать рекомендаций по персоналу? Стоит ли проявлять «заинтересованность» в работе персонала, которая может вызвать не предсказуемую цепочку негативных событий, от недовольства и раздражения заказчика до войны с консультантом в компании.
-
Объемы работ. Этично ли, если консультант, работая по «правильной» методологии совершает «лишнюю работу» и соответственно оплаты или откровенно приписывает часы, хотя проект может быть успешен и без этих работ?
-
Скромность или самоуверенность. «Завысить, нельзя занизить» или «Завысить нельзя, занизить»? Что должен говорить консультант про свою зону компетентности при продаже своих услуг? Он должен быть скромен и оставаться в пределах своих реальных компетенций или будет несколько «разумным» преувеличить свой опыт и возможности.
-
Продажа данных. Консультанту предлагают продать отчет или поделиться данными (консультант предлагает купить) отчет или результаты проектов других компаний и клиентов. (Естественно при отсутствии формальных обязательств о сохранении конфиденциальности, т.к. – это уже юридическая проблема, а не этическая).
-
Работа с конкурентами. Этично ли работать одновременно с конкурентами одного рынка, что позволяет данные и решения, созданные у одного клиента продавать конкуренту или использовать во вред против нее, работая с конкурентами?
-
Авторское право. Этично ли, если консультант свободно использует разработки других авторов консультантов, выдавая за свои? Должен ли он ссылаться на автора или вообще должен отказаться от их использования?
-
Чужие лица. Этично ли использовать в резюме проектов или на страницах сайтов, авторитетных специалистов, с которыми вы просто знакомы и по факту не ведете реальной совместной деятельности?
Источник: icpmconsulting.com.ua